top of page
  • Фото автораOleg Pidanov

Несколько слов о "Лабиринтах"

Когда дело касается лечения фибрилляции предсердий, рано или поздно и врачи и пациенты слышат об операции «Лабиринт».  Сразу скажу, что к острову Крит и Минотавру эта операция не имеет никакого отношения. И операция эта придумана была не так давно, как греческий эпос.

Первая операция "Лабиринт" была выполнена в 1987 американским хирургом J. Cox и имела ошеломительный успех в лечении фибрилляции предсердий.  Сегодня, спустя почти четыре десятилетия развития технологий, ни один метод не может превзойти эффективность этой процедуры. Давайте разберемся в чем же секрет этой операции.


Для начала нужно понимать почему у человека появляется фибрилляция предсердий? Дело в том, что за хаотичные сокращения мышечных волокон предсердий при аритмии отвечают круги возбуждения, которые располагаются в определенных зонах. Этих кругов несколько.  В каждом конкретном случае аритмию может вызывать один круг, а может и несколько.  И секрет состоит в том, что если мы прервем один круг, по которому движется волна возбуждения аритмии в данный момент, то аритмию «подхватит» другой. Поэтому, для надежного избавления пациента от аритмии нужно прервать все возможные круги.  Именно в этом и состоит принцип операции «Лабиринт». 



Прервать круги аритмии можно «поставив» на пути патологического возбуждения барьер из рубцовой ткани. А вот рубцовую ткань можно получить разными способами. Раньше мышечную ткань разрезали, а потом сшивали. На месте разреза образовывался рубец. Это было долго и небезопасно.

Сейчас для формирования рубца используют радиочастотную энергию (РЧА) или холод (крио). Это быстро и безопасно.  И вот тут необходимо четко разграничить понятие названий и сути.

Как мы видим РЧА (радиочастотная абляция) и Крио (криоабляция) это не название операций и не метод лечения, а способ получения рубца на предсердии.  И когда пациент сталкивается с предложением выполнить ему РЧА или Крио абляцию при фибрилляции предсердий, он должен понимать, что это не значит, что ему выполнят операцию «Лабиринт» с эффективностью лечения 90% и выше.  Ему выполнят только изоляцию легочных вен. А это что такое и причем тут лечение аритмии?


Вы уже знаете, про круги, поддерживающие аритмию. И это объясняет ее наличие, если она длиться у пациента год и больше. Но фибрилляция предсердий всегда начинается с первого эпизода. И этот эпизод в 90% случаев начинается именно с устьев легочных вен. Таким образом, если ограничить рубцами легочные вены от остального предсердия, то аритмии не случиться.

На этом принципе и основано лечение ранней фибрилляции предсердий (еще ее называют пароксизмальной). Это вмешательство носит название изоляция легочных вен. Делают ее без разрезов, при помощи специальных тонких трубочек – катетеров. Для формирования рубцов эти катетеры используют радиочастотную энергию или холод (крио).


В широких массах и в повседневной практике эту процедуру называют РЧА, что, как Вы теперь знаете, не отражает смысл методики лечения аритмии. 

Изоляция легочных вен хорошо помогает при пароксизмальной форме (25% всех пациентов с фибрилляцией предсердий), т.е. когда аритмия имеет пусковой механизм.  А вот если у пациента аритмия уже больше года, то пусковой механизм уже не нужен. Аритмогенные круги существуют сами по себе. Поэтому, только изолировать легочные вены будет недостаточно.  Тут нужна операция «Лабиринт».  Иногда, когда ведущий аритмогенный круг располагается вблизи легочных вен, их изоляция даст временный эффект. Затем аритмия запустится другим патологическим кругом. И эффект от вмешательства будет потерян.


Но вернемся к операции «Лабиринт».  Если она такая эффективная, то почему нельзя ее делать всем пациентам с длительно существующей фибрилляцией предсердий?

Это самый важный вопрос, который сопровождает эту операцию в течение вот уже более трех десятков лет. Дело в том, чтобы разрезать и сшить ткань сердца, до сердца нужно добраться и его остановить. А это операция с искусственным кровообращением и большим разрезом. Есть риски. Могут быть осложнения. Поэтому, эту операцию использовали очень редко. Даже несмотря на ее высочайшую эффективность.

Но если нужно только сделать рубец на сердце, почему тогда нельзя это выполнить при помощи тех же катетеров, какими делают изоляцию легочных вен? Спросите вы.

В теории, можно. А на практике оказалось, что это крайне сложно сделать и ничуть не безопаснее операции с искусственным кровообращением.   


И что же? Круг замкнулся? Что делать пациентам, если аритмия существует уже более года? Неужели для них есть только одна альтернатива – тяжелая и опасная операция «Лабиринт», в том виде в котором она была придумана более 30 лет назад?


Давайте вернемся немного назад. То есть операция «Лабиринт» очень эффективна, и может помочь пациентам с длительной аритмией. А ее опасность состоит в большом разрезе и искусственном кровообращении.  Очевидно, что если мы убираем большой разрез и искусственное кровообращение, то риски становятся значительно ниже получаемой пользы от операции.


К счастью, для пациентов, сегодня существует методика выполнения операции «Лабиринт» без искусственного кровообращения и больших разрезов. Ее название – торакоскопическая абляция левого предсердия.  


Справедливости ради, отмечу, что в ее названии, также не отражается суть методики, а лишь указывается, что она выполняется при помощи эндоскопической (видеоторакоскопической) техники.  



Есть еще один важный нюанс, отличающий ее от оригинальной операции «Лабиринт».  При помощи торакоскопической абляции нельзя остановить аритмогенные петли в правом предсердии.  А они ответственны за аритмию примерно у 15% пациентов.  Но и эту проблему сегодня можно решить безопасно и эффективно. Дело в том, что катетерные методики радиочастотной абляции легко и безопасно устраняют аритмогенные очаги в правом предсердии.  А это значит, что соединив торакоскопическую и катетерную методики (гибридная абляция), мы получаем полный «Лабиринт» и можем достигнуть эффективности лечения аритмии более 90%, даже у пациентов с длительно существующими формами фибрилляции предсердий.



Вот так современные технологии помогли изгнать опасного Минотавра из «Лабиринта» лечения фибрилляции предсердий. А торакоскопическая и гибридная абляции доступны сегодня не только в Греции, где все есть, а и в нашей, вполне себе негреческой больнице.

5 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page